пасха
Великая суббота и Светлое Христово Воскресение
 

В пятницу 12-го Нисана по обвинению иудейских первосвященников и приговору римского прокуратора Христос был распят. На Кресте, как на жертвеннике Вселенского храма, была принесена искупительная Жертва за человечество. Голгофа стала главным святилищем Новозаветной Церкви; погребальная пещера — алтарем; каменное ложе, на котором лежало тело Спасителя — Престолом Божества.

Погребение Спасителя положено начинать по церковному уставу уже в субботу утром, «в седмый час нощи», то есть во второй час по-нашему. Скорбь пережита уже вчера, в пятницу... Больше сил нет... Осталась лишь тихая грусть... Но и под нею, втайне, зачалась уже жизнь: за погребением больше зрится уже восстание Его. Он — «во гробе плотски»; но «во аде с душею яко Бог; в рай же — с разбойником; и на престоле... со Отцем и Духом...» [часы Пасхи, тропарь]. Он не может остаться во гробе... Смерть лишь путь к воскресению... Он — где-то жив... Он вот-вот уже воскреснет... И чувствует это душа, совершая неизбежный обряд...

Крестный путь. Иероним Босх

И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть день перед субботою, - пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. (Мк.15, 43-47)

Христос умер как человек. Его душа, подобно душам праотцев и пророков, сошла во ад, в царство смерти. Те, кто в своей земной жизни ожидали Мессию, узнали Христа, своего Спасителя. Другие души во аде, как многие люди на земле, встретили Христа с равнодушием или ненавистью. Тело Христа пребывало в погребальной пещере как в недрах земли, пятницу (с вечера), субботу и часть следующей ночи. Два тайных ученика Спасителя, Никодим и Иосиф Аримафейский — члены Синедриона и князья иудейские, просили у Пилата, как великой милости, дозволить им предать погребению тело Распятого на Кресте.
  Снятие со Креста
Пилат с подчеркнутым великодушием разрешил погрести Христа, так, словно даровал Ему жизнь. Обычно тело казненного висело на кресте, пока не истлевало, или же его выбрасывали за город на съедение хищным птицам и зверям. Иосиф Аримафейский и Никодим в Великую Пятницу сделались явными учениками Христа. Они знали, против какой силы идут, знали что будут гонимы и, может быть, убиты. Но «любовь крепче смерти» (Песнь Песней). Тело Христа было перенесено в пещеру, которую Иосиф приготовил для себя и своих потомков. Взамен могильного склепа он получил небо и вечную жизнь.

Погребение Христа

Иосиф Аримафейский был изгнан из своего отечества: кинжал убийц, сихариев, подстерегал его в каждом углу Палестины. Только на западной окраине Римской империи в туманных горах Альбиона (Британии) он нашел себе убежище и приют. Там он проповедовал Евангелие, там был похоронен. Там обрел себе вторую гробницу — не как князь, а как апостол и небесный покровитель Британии. Никодим стал странником в своем отечестве. Под видом нищего он ходил по городам и селам, испрашивал милостыню и проповедовал о Христе. Он был похоронен вместе со знаменитым Гамалиилом, учителем апостола Павла, впоследствии принявшим христианство, и его сыном Авивом.

плащаница

В Великую Пятницу Никодим и Иосиф вместе с женами-мироносицами возлили на тело Христа миро, одели на Него погребальные одеяния и положили в пещере, которая стала Святая Святых для христиан всего мира и всех времен. Погребальная Пещера превратилась в земное небо и обитель вечного света.

Вход в пещеру был закрыт огромным камнем, отвалить который могли с трудом несколько человек. У тела Христа невидимо стояли ангелы, как воины у трона Царя. Члены синедриона просили у Пилата разрешения приставить стражу ко Гробу (возможно, в Субботу вечером). Они объясняли это опасением, чтобы ученики Христа не похитили Его Тела. На самом деле это был тайный страх, что совершится чудо, это была попытка немощными человеческими силами воспрепятствовать Божест-венному промыслу и всемогуществу. После полуночи Христос Воскрес. Совершилось чудо, которое Он возвещал в пророчествах и притчах своим ученикам. Свидетелями Воскресения были люди, далекие от ветхозаветной религии, совершенно не ожидавшие чуда у пещеры Гроба, — римские воины. Небесный свет воссиял над гробницей ярче, чем вспышки молний или огненный столп, который вел израильтян в пустыне.

  Гроб Господень

Стража в ужасе упала на землю, а затем, очнувшись, направилась в город искать первосвященников, чтобы рассказать о свершившемся чуде. Первосвященники прибегли к универсальному средству — взятке. Они заключили с воинами тайный договор: воины должны были сказать, что тело похитили ученики Иисуса Христа, а первосвященники, придя к Пилату с дарами по случаю прошедшего праздника, дать деньги сверх положенной суммы за прощение воинов.

Жены-мироносицы. Нестеров

Апостолы и жены-мироносицы не знали о страже, охранявшей пещеру. Рано утром, когда заря своим дыханием погасила звезды, как ветер тушит свечи, жены-мироносицы направились к Гробу Христа, чтобы возлить на Его тело миро, смешанное с их слезами. После шумного праздника город спал, улицы были безлюдны. Во время распятия Христа апостолы, кроме Иоанна Богослова, покинули своего учителя, а жены-мироносицы остались стоять у Креста. Те, кто не оставил Господа на Голгофе, должны были первыми услышать весть о Его Воскресении.

Жены мироносицы  

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. (Мф.28, 1-9)

Мария Магдалина, подойдя ко Гробу, увидела огромный камень, отваленный от пещеры. Войдя во Гроб, встретила Ангела, сидящего у Гроба в знак того, что Небесный вестник ожидал ее. Вид Ангела походил на блеск молнии и пламя огня. Гроб был наполнен неземным светом. Ангел сказал Марии Магдалине и другим женам-мироносицам: «Что вы ищите живого среди мертвых? Христос Воскрес!»

Скорбь жен-мироносиц сменилась радостью. Они поспешили, как на крыльях, в Иерусалим, чтобы возвестить апостолам о Воскресении Христа из мертвых.
Вначале Господь явился женам-мироносицам. Но, по древнему церковному преданию, Воскресение Христа видела Его Пречистая Матерь в то время, когда Христос Воскрес. После Воскресения Христа сердце Его Матери не должно было страдать ни на мгновенье за Сына Своего. Но сострадание удел тех, кто любит. Сердце Божией Матери страдает болью всего человечества, страдает за каждого из нас. Затем Христос явился апостолам. Он дал им власть священнодействовать, прощать и отпускать грехи.

  Жены - мироносицы

Гроб Господень

Литургию Великой субботы можно отнести уже не к приготовлению, а к самому событию Воскресения.

Казалось, все сделано. Спит Сион. Дремлет стража. Фарисеи торжествуют, но все еще в непонятной тревоге: а что, если воскреснет? Ученики разбежались. А Жизнодавец «спит» во гробе.
Великий день покоя. Единственная во всей истории мира суббота... Как после сотворения мира «почил Бог»; так и после воссоздания его через искупление почило Слово. И с Ним нужно успокоиться на этот день и всей твари.

Жены - мироносицы  
«Да молчит всякая плоть человеча...» — поет Церковь [литургия в великую субботу].            
«...Сия бо есть благословенная суббота! Сей есть упокоения день...» [стихиры на хвалитех в великую субботу].
И действительно, это единственная в году суббота. После мук пятницы в вашу душу входят — это ясно чувствуется! — необыкновенный мир и тишина... Точно после бури наступило полное затишье.

Однако главная причина этого таинственного мира — в том, что душа наша сопочивает вместе с Почившим от всех дел Своих Единородным Сыном Божиим.

В нашем Символе веры говорится: «Чаю (то есть жду) воскресения мертвых». Именно в этом уникальность христианства. С первых же строк Библия говорит, что Бог сотворил все — и материальный, и духовный мир, а значит, в самой по себе материи нет ничего плохого и злого. Поэтому мы верим, что человек воскреснет весь — и душа и тело. Христиане не хуже других знают, что все люди смертны, и если человек принял христианство — это не спасет его от биологической смерти. Но смерть — состояние разлучения души и тела — мыслится как нечто ненормальное и временное, уже преодоленное Христом.


Сошествие во ад

. Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует однако, немало икон, надпись на которых гласит: «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».

Христос на этой иконе как будто абсолютно статичен. Он держит за руки Адама и Еву. Он только готовится извести их из места скорби. Подъем еще не начался. Но только что закончился спуск: одежды Христа еще развеваются выше Его головы, опускаясь вслед за Ним. Он уже взял Адама за бессильную руку и начал путь вверх, а одежды еще опадают вслед за Ним. Перед нами — точка Предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, от преисподней — в Небо. Христос ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами.
«Сошествие во ад» показывает, как совершается победа Христова: не силой, но — через максимальное «Самоистощание», Самоумаление Господа. Богу пришлось зайти очень далеко, чтобы, наконец, спасти Свое творение.

Сошествие во ад

Воскресение Христа — это дарованная нам победа. Или — победа Христа над нами. Ведь люди сделали всё, чтобы Жизнь не «жительствовала в них»: вывели Христа за пределы града своей души, своими грехами пригвоздили Его ко кресту, поставили стражу у гробницы и запечатали ее печатью неверия и безлюбовности. И — вопреки нам, но ради нас — Он всё-таки воскрес.
Поэтому иконописец, задача которого — передать пасхальный опыт Церкви — не может просто представить саму сцену исхождения Спасителя из гроба. Иконописцу необходимо связать Воскресение Христа со спасением людей. Поэтому пасхальная тематика и находит свое выражение именно в изображении Сошествия во ад.

Сошествие во ад

Распятый в пятницу и воскресший в воскресение, Христос в субботу нисходит во ад, чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников. Бог Библии знает, как преодолеть смерть, как выйти из пространства смерти, а поэтому мы тоже не собираемся там оставаться.

Так и апостолы говорили о Воскресении не как о событии лишь в жизни Христа, но как о событии в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие. С тех пор христианин — этот тот, кто сможет сказать: самое главное событие в моей жизни произошло в Иерусалиме, «при Понтии Пилате»... Частица моей жизни не осталась в могиле.

Возвестила плачущим

Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. (Мк.16, 9-19)

Пасхальная ночь  

Нужно отметить, что самое дивное: служба — НОЧЬЮ. В уставе сказано: «об часе утреннем...» А обычно в полночь...

...Уже это само дивно: молитва ночью... Темно... Звездочки тихо мерцают в Божией вышине... Все со свечами. Мистическая, таинственная ночь... Это одно чего стоит!

В полночь, по преданию Церкви, воскрес из мертвых Христос Спаситель наш; в полночь собрались и мы во храм, готовые, подобно мудрым девам, сретить Господа, грядущего в полунощи во славе воскресения.

Воздав святой плащанице подобающее поклонение, священнослужители унесли её в алтарь и положили на святом престоле для того, чтобы видимым образом показать, что Христос Спаситель по воскресении Своем, в течение сорока дней, являлся Своим избранным апостолам и последователям. Сорок дней и плащаница будет зрима на святом престоле всеми верующими.
  Служба на Пасху

После сего священнодействия из глубины святого алтаря послышалась песнь: "Воскресение Твое Христе Спасе, ангели поют на небесех..." Эта песнь была изображением того, что в то время, когда в Иерусалиме глубокому сну предавались жители, неутешной скорби предавались апостолы и святые мироносицы, — на небе лики бесплотных уже прославляли Воскресшего. А мы сею песнею просим Господа, чтобы Он сподобил "и нас на земли... чистым сердцем" Его "славити".

Ночная пасхальная служба

Первую весть о воскресении удостоились получить святые мироносицы не в Иерусалиме, а в саду благообразного Иосифа, подле гроба, куда они ходили еще сущей тме. Подобно им, и мы вышли из храма, как бы из Иерусалима, обошли его и остановились в притворе, как бы при входе во гроб Господа. Здесь, воздавши славу Пресвятой Троице, мы в первый раз услышали "Христос воскресе" из уст священнослужителя, представлявшего собою ангела Божия в белых ризах.

Благодатный огонь  
...Полагается выходить северными вратами, потому что западные закрыты. Там изображается ад, содержащий еще живоносного Мертвеца и верных Ему. Еще не разорвана держава его... А можно думать и так: Христос воскрес «тайно» (затворенными дверьми, сокровенными); а воины все хранили главный вход...

Гробница

Обошли трижды. Стали пред закрытыми вратами, как бы во аде пред раем. Кадят... Поют... Громче, громче... Гром —«Христос воскресе из ме-е-е-ртвых, смертию смерть поправ!» — поет клирос,—и врата раскрываются. Ломается адова твердыня... Все выпускаются на свободу... Радость... Остающиеся в храме слушают радостную весть: Христос воскресе!..

С невольным трепетом сердца и сладкими слезами святой радости мы приняли эту весть и, подобно мироносицам и апостолам, стали неоднократно повторять ее, ликуя вошли в храм, весь блистающий огнями, и здесь полились песни хвалы и благодарения во славу Воскресшего. Как некогда израильтяне, спасенные чудесно от потопления в море, воспели торжественно песнь благодарности Богу, так и у нас священнослужители начинали, а лики продолжали и оканчивали чудные песнопения святого Иоанна Дамаскина, и весь храм наполнялся радостными звуками, и в души всех проливался благоговейный восторг. Самыми отрадными минутами в жизни апостолов были те, когда Господь Сам являлся им.

  Воскресение Христово

Благодатный огонь

Чтобы напомнить нам эти святые минуты, священнослужители неоднократно исходили из алтаря и обходили по всему храму с крестом, свечами и кадилом. Чтобы всякий слышал причину этого торжественного хождения, священнослу-жители, благоухая нас каждением, многкратно возглашали во всех частях храма: "Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!"

Воскресение Христово

Воскресший Господь, до вознесения Своего, являлся апостолам, благословлял и разделял трапезу их, вкушал рыбу и мёд, Сам предлагал приготовленную таинственным образом рыбу и хлеб. В память этих чудных явлений Его, апостолы до самой кончины своей всякий раз, когда вкушали пищу, оставляли за столом одно, и притом главное, место незанятым, и предлагали на нём часть хлеба в честь Господа, как бы Он Сам присутствовал среди них. Подобно сему, и мы полагаем во храме хлеб (по-гречески — артос), с изображением на нем креста, знамения победы Христовой над смертию, или с изображением воскресения Его; с этим хлебом мы обходим торжественно кругом церкви и полагаем среди нее на особом столе, в воспоминание Христа, Который есть истинный Хлеб жизни.

Материалы для страницы взяты из проповеди архимандрита Рафаила (Карелина), книги митрополита Вениамина (Федченкова) и беседы диакона Андрея (Кураева).

освящение артоса

Напоминанием о Светлом Христовом Воскресении ("праздников праздник и торжество из торжеств") служит каждое недельное воскресение, являясь малой Пасхой. Глубина переживаемых пасхальных служб надолго оставляет в душе христианина радость и освящает жизнь надеждой на Пасху вечную, нетленную, уготованную любящим Господа и хранящим заповеди Его. Сознавая своё несовершенство и тяготение ко греху, сквозь земные скорби и телесные страдания каждый верующий во Христа, Христа Воскресшего, выражает всю силу веры, надежды и упования ликующими словами пасхального приветствия:

Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!!!